Почему я не признаю «теорию ветвей».
Рассуждая о границах Церкви, я встретился с мнением о преимуществах теории ветвей.
В одном из комментов под моим постом некий уважаемый пастор написал мне:
«Александр, вы никогда не сможете дать, ну хотя бы самому себе, удовлетворительные ответы на поставленные вами вопросы.
Ну смотрите, давайте возьмем какой-нибудь яркий пример, скажем всем известного христианского писателя, англиканина Клайва Льюиса ("Хроники Нарнии" и тд). Если не принять теорию ветвей - ну Льюис получается не христианин, потому что якобы не в Церкви (если не считать Англиканство ветвью Вселенской Церкви) - то есть якобы человек находящийся вне Христа и Его Церкви, ни разу в жизни не причащавшийся истинным причастием и тд. Но, тогда возникает вопрос: откуда же тогда у него источник вдохновения?... Да и может ли быть у человека истинное вдохновение, если он якобы вне Церкви?... Вы подумайте, не спешите с ответом, можете вообще не отвечать, я это перенесу... ))) Когда я понял, что Льюис, и подобные ему, конечно же христиане, и конечно же были в Церкви, в настоящей Церкви, а не якобы в сообществах "раскольников, еретиков" и тд. - я стал протестантом. Вам же ничего не навязываю, просто еще раз советую задуматься: а где же Льюис? )))
И вот что я написал в ответ:
«…Любая теория имеет аксиомы, которые принимаются на веру. Теория ветвей это по сути - религиозный дарвинизм с мутациями, естественным отбором, внутривидовой борьбой и т. д. Еще теория ветвей предполагает сговор скажем так «сильных ветвей» против слабых. В этой парадигме победителями выступают конечно же католики, ибо их 1,3 млрд., а всех остальных вместе взятых меньше, чем католиков. Теория ветвей, кстати, обесценивает все, что сделал Лютер. Индульгенции ведь в категориях «религиозного Дарвинизма» - это полезная мутация, укрепившая систему выживания католиков.
И события 1054 года, это в исторической перспективе полезное для католиков событие. Из-за раскола 1054 года западные христиане смогли организовать 3 крестовый поход против Константинополя и сжечь его.
Православные не смогли мобилизоваться против крестоносцев в силу внутреннего раскола. Часть православных не считали крестоносцев врагом, а другая часть видела их союзником.
Поэтому Константинополь, который никакие орды турок, арабов, алан и славян не могли взять штурмом, пал перед небольшим отрядом крестоносцев. А далее эти «братья во Христе» грабили православную империю 50 лет и довели ее до такой нищеты, что она не смогла собрать против турок ни одной нормальной армии. Награбленное имущество византийцев попало в Венецию и Геную и там начался ренессанс. А восточная империя пала в 1453 году.
Все эти события привели к окончательной смене доминанты в пользу католиков.
Если на момент 1054 года между западными и восточными христианами был некий паритет, то к 1453 году католики вышли в лидеры. Реформация привела католиков к еще большему количеству полезных мутаций.
Одна из них - колониальное миссионерство. Протестанты начали создавать свою альтернативу только в 17 веке, а мы православные только сейчас думаем об этом. Теория ветвей основана на политических преимуществах и недостатках. Ее не интересует истина. Ее девизом может быть: «Если ты такой истинный, где твои деньги?»
Поэтому нет, я не могу принять эту теорию. Моя теория -это скорее «крипто-православие» или «теория православных диаспор».
Льюис в моей парадигме может быть (чисто гипотетическим) ищущим Православия, стремящимся к нему, хотя он мог это называть другим словом.»