КАК ПРАВИЛЬНО ДАВАТЬ ЛЮДЯМ СОВЕТЫ?
Мы часто очень любим давать советы другим людям. Особенно это, конечно, касается наших близких: детей, внуков, братьев, сестер, друзей. И нередко по этому поводу мы ссоримся с ними, входим в конфликт, имеем в отношениях проблемы.
Потому что нам кажется, что мы точно знаем, как им правильно надо жить. Хотя зачастую свою жизнь правильно проживать не умеем. Именно поэтому всем нам Господь Иисус Христос и сказал: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:5).
Почему же это происходит? Я бы хотел обратить внимание вот на какой момент.
Святые отцы часто пишут, что каждый человек в своей жизни борется с какой-то определенной страстью, центральным грехом. У кого-то это чревоугодие. У кого-то пьянство. У кого-то сребролюбие. У кого-то властолюбие и так далее. И часто, к примеру, человек является властолюбцем, но не блудником. И потому ему кажется, что он точно знает, как его близкому другу-блуднику бороться со своей страстью. Хотя со свей страстью он справиться не может.
Или, к примеру, другой человек, больной грехом сребролюбия, точно знает, как близкому его справиться с грехом пьянства. Но к борьбе со сребролюбием он даже и не приступал. Мало того, человек зачастую себя оправдывает и пытается выставить свои грехи добродетелями. К примеру: пьянство выдать за общительность или умение отдыхать; блудодеяние – за стремление помочь одиноким женщинам; сребролюбие – за бережливость, экономность и хорошую организованность; властолюбие – за желание творить добро.
Но других человек очень часто судит, обвиняет и точно знает, как им жить. Да, только в итоге, вторгаясь в жизнь другого человека, можно сломать её. Потому что ты не препарируешь мертвое животное. Ты вторгаешься в целую вселенную, которая органично развивается и динамично двигается по своим собственным законам, которые ты не понимаешь и которые не ощущаешь.
Натоптавшись в храме другого человека, ты можешь нанести много грязи. Вторгшись в жизнь другого человека, ты можешь перекрыть каналы его жизненной силы и в лучшем случае спровоцировать конфликт, во время которого ты агрессор, а ближний твой – защитник своей внутренней жизни-вселенной. В худшем же случае ты разрушишь внутреннюю жизнь другого человека, спровоцируешь повреждение личности и страшное уныние. Поэтому следуй совету Христа. Сначала попытайся разобраться с собой. Борись со своими грехами. И потом сможешь помочь и ближнему своему.
Во-вторых, меньше говори, больше слушай и смотри. Попытайся пристроиться к жизни ближнего своего, вникнуть в её устройство, течение и законы. В этом суть заповедей Божиих «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
В-третьих, исполняй закон любви. Пусть все твои слова, поступки и советы будут, как пышный каравай белого хлеба, замешаны на закваске любви. Потому что и Бог есть любовь. И тогда сердце человека откроется тебе, а твое сердце откроется ему. И в каком-то смысле он станет тобой, а ты им, соединенные в великом таинстве Божественной любви.
протоиерей Андрей Чиженко.